Секреты маркировки молочной продукции: как это работает и что вам нужно знать

31.01.2024

В 2019 году в России решили маркировать молочную продукцию специальными штрих-кодами с подробной информацией о продукте. Под маркировку попали: молоко, сливки, кефир, простокваша, йогурты, сыр, творог, сливочное масло, сгущённое молоко, мороженое и другие кисломолочные, а также изготовленные на основе натурального молока продукты.

Зачем нужна маркировка молока и молочных продуктов

Причина начала маркировки, как и в других отраслях, – попытка государства бороться с нелегальной, фальсифицированной продукцией, которая угрожает жизни и здоровью россиян, неблагоприятно влияет на развитие бизнеса и приводит к недобору налогов в казну.

По данным Росстата, на рынке присутствует около 30% молочного контрафакта. Введение обязательной маркировки, по мнению чиновников, уменьшит это количество на 60%. Работа системы призвана поддержать добросовестных участников рынка, упростить внутренний учёт организаций, оптимизировать логистику и документооборот, ликвидировав административные барьеры.

Как происходит маркировка молочной продукции

Информация от предприятий и ИП поступает в национальную систему маркировки и прослеживания продукции «Честный ЗНАК». На сайте «Честного ЗНАКА» регистрируются все участники рынка. Там же они получают коды Data Matrix. Получив цифровой код, производитель размещает его на упаковке. При отправке продукции посреднику, производитель формирует электронный универсальный передаточный документ. В нем он указывает все коды с упаковок. Дистрибьютор принимает поставку, сверяет коды с теми, которые ему передал производитель. После утверждения он заносит их в систему. Передачу данных выполняет оператор электронного документооборота; принимает на баланс товароучетное ПО. Та же схема работает, когда дистрибьютор отгружает продукцию магазину, торгующему в розницу. Код выходит из оборота, когда кассир в магазине сканирует его. В небольшом штрихкоде содержатся название товара, первые четыре цифры товарной номенклатуры, срок годности, содержание белка и жира в процентном соотношении и т.д.

Сроки проведения маркировки молока и молочной продукции

Обязательная маркировка молока стартовала 20 января 2021 года. Участники товарооборота с 2021 года начали маркировать следующие продукты: продукты категории «сыр» и «мороженое»; товары всех остальных подгрупп сроком годности более 40 дней; с молочные продукты со сроком годности менее 40 дней. С 1 сентября 2022 года введён объёмно-артикульный учёт. С 1 декабря 2022 года фермеры будут обязаны маркировать молочную продукцию при прямых продажах, а также при продаже через собственную розницу. С 1 декабря 2023 года начнётся поэкземплярный учёт молочной продукции со сроком хранения более 40 дней.

Что нужно для работы с продуктами, подлежащими обязательной маркировке

Нужно приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись на руководителя организации или ИП в удостоверяющем центре ФНС РФ, либо у доверенного лица ФНС. Установить на компьютер программное обеспечение для работы с подписью. Его получают в том же центре. Зарегистрироваться в системе мониторинга на сайте «Честный ЗНАК». Заполнить данные электронной подписи. После регистрации заполните свой аккаунт. Часть информации подгрузится автоматически. Другую – товарные группы, тип участника, пользователей и банковские реквизиты – нужно будет указать самостоятельно. Для передачи универсальных передаточных документов с кодами маркировки в систему – необходимо заключить соглашение с оператором ЭДО. Ещё один шаг – опись товаров, которые вы хотите маркировать. В числе обязательных данных будут ИНН, GTIN, товарный знак, ГОСТ, состав, объём. Затем можно получить коды. Если товаров несколько, формируется итоговый файл. Код хранится в системе 2 месяца. Если коды получены и нанесены на упаковку, они вводятся в оборот в личном кабинете в разделе «Документы».

Ответственность за нарушение правил маркировки

Нарушением правил маркировки являются отсутствие кода маркировки на товаре, а также недостоверная информация в коде или УПД. Нарушители правил маркировки несут административную или уголовную ответственность, в зависимости от тяжести нарушения. Административная ответственность грозит в том случае, если товары, подлежащие маркировке, производятся и хранятся без кодов DataMatrix, а также при реализации таких товаров оптом и в розницу. В качестве меры наказания назначается штраф. При этом штрафуют всех ответственных лиц, контролирующих реализацию продукции, которая подлежит обязательной маркировке. Для должностных лиц за производство немаркированных товаров предусмотрен штраф до 10 тысяч рублей, а для юридических лиц – до 100 тысяч рублей. За реализацию товаров без маркировки должностные лица заплатят штраф на сумму до 10 тысяч рублей, а юридические лица – до 300 тысяч рублей. За реализацию продуктов без маркировки сумма штраф для должностных лиц – до 10 тысяч рублей, для юридических лиц – до 300 тысяч рублей. ИП за продажу немаркированного товара могут оштрафовать на сумму от 5 до 10 тысяч рублей. Если на товаре есть код маркировки, однако он содержит недостоверную или неполную информацию, нарушителю грозит на сумму от 5 до 10 тысяч рублей (для ИП) или от 50 до 100 тысяч рублей (для организаций). Кроме того, все товары с такими кодами изымаются без права на возврат.