Какие товары нужно маркировать: категории и сроки

14.02.2024

В России поэтапно вводят систему маркировки товаров, чтобы уменьшить долю контрафакта на рынке. Процесс затронет разные категории продукции – объясняем, какие, когда и как быть во всеоружии.

Что понадобится для работы с маркировкой?

Суть маркировки — в нанесении на каждый товар уникального контрольно-идентификационного знака (КиЗ), по которому можно отследить путь товара в обороте. Работа с маркированными товарами потребует обновлённого оборудования.

Сроки перехода к обязательной маркировке

Некоторые товары по-прежнему можно вводить в оборот как раньше, потому что дата перехода к обязательной маркировке пока не наступила. А другие, например шубы, уже запрещено выпускать без КиЗ – специальных RFID-меток для меховых изделий. К 2024 году единая национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности.

Что обязательно маркировать?

Сегодня обязательной маркировке подлежат следующие категории товаров: обувь, большая часть верхней одежды, шины и покрышки, фото- и кинокамеры, фотовспышки, духи и парфюмерия, лекарственные средства, табачная продукция, белье, в том числе постельное, кухонное, столовое.

Что сейчас на экспериментальной стадии?

В 2022 году проводят эксперименты по маркировке со следующими группами товаров: БАДы, пиво и слабоалкогольные напитки, антисептики.

Что ещё учитывать бизнесу?

С маркированными товарами нельзя работать на ЕНВД и патенте, но можно на УСН. При маркировке обуви, товаров лёгкой промышленности и предметов одежды помните, что покупатели могут вернуть товар в магазин – размещайте КиЗ так, чтобы минимизировать риск повреждений. Крупные розничные сети требуют, чтобы коды держались 5 лет.